В начале декабря законопроект был принят Госдумой. Совет Федерации одобрил принятие поправок 9 декабря.
Согласно новому закону, "по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора, Конституционный суд РФ разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека". В частности, компетенцией для таких обращений в КС наделяется президент РФ и правительство РФ.
Таким образом, Конституционный суд будет отныне решать, какое решение ЕСПЧ соответствует Конституции, а какое не соответствует и может не быть исполнено.
Стоит вспомнить статью 15 Конституции РФ: согласно ей, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Изменить эти положения может лишь Конституционное собрание, закон о котором до сих пор не принят.
"Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и, таким образом, она имеет несомненный приоритет", - говорил один из авторов инициативы, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. "Никто не отменят это положение", - подчеркнул он, добавив, что закон не наносит никакого урона для "инвестиционной активности или защиты частной собственности" в России.
"Случаи возможного неисполнения или обращения к оценке КС РФ, несомненно, будут носить единичный характер", - уверен он.
Депутат Дмитрий Гудков считает, что этот закон ударит "по самым обычным людям". "Хотя бы - по военным пенсионерам, которые часто обращаются в ЕСПЧ за защитой своих прав. Военной суровости им, а не прав - вот что скажет в ответ КС. И точка", - писал он в своем блоге в ноябре.
Кроме того, закон, по его мнению, грозит России еще большей изоляцией, "еще большим ухудшением инвестклимата", "дальнейшим подрывом основ российского права" и "исключением из разных международных организаций".
Напомним, что в июле текущего года Конституционный суд постановил, что решения ЕСПЧ могут исполняться на территории РФ лишь в том случае, если они не противоречат Конституции.
За год до этого бывшие акционеры ЮКОСа выиграли судебные процессы против Российской Федерации в ЕСПЧ и Гааге. Страсбургский суд обязал Россию выплатить им 1,866 млрд евро, а третейский суд в Гааге - более 50 млрд долларов. Россия не согласилась с этим решением, в итоге некоторые российские активы в Европе были арестованы. Как замечает Гудков, "никакой закон, даже самый незаконный, не имеет обратной силы". "То есть по уже вынесенным решениям ЕСПЧ придется платить, а заключенные договоры придется соблюдать", - подчеркнул он.
Однако после разъяснения КС о том, что Россия может не выполнять некоторые вердикты ЕСПЧ, в Минюсте заявили, что будут руководствоваться этим решением при рассмотрении вопроса о выплате компенсации по делу ЮКОСа.